Стихи: 1.2.3.4.5. 6.7.8.9.10. | . 11.12.13.14.15. 16.17.18. |
17 глава состоит из двух отдельных частей:
1. ) Символического видения — 3, 4 стихи и 2. ) что Иоанну было сказано (7 ст.) и данное при этом объяснение в 8—18 стихах. Первая часть выдвигает преступление Вавилона и таким образом составляет как—бы небесный отчёт о том, почему именно над ним вынесен приговор (6 ст.). Вторая часть содержит содержание приговора и говорит о том, каким образом он будет приведён в действие. Преступная карьера Вавилона достигнет своей наивысшей точки при шестой язве (см. 16:12—16) в то время, как исполнение самого приговора будет в седьмой язве (см. 16:17—19. 18:4, 8. 19:2), следовательно, первая часть освещает события, которые произойдут при шестой язве, а вторая часть говорит о том, что будет при седьмой язве. Поэтому 17 глава — это план событий в последнем кризисе, когда сатана приложит все свои усилия для уничтожения народа Божия (ср. 12:17), и когда все силы земли восстанут против них (ср. с
Один из семи ангелов. см. 1:11. ср. с 21:9. Один из семи ангелов, изливающих чаши гнева Божия, и то что он готов был показать Иоанну имеет прямое отношение к семи последним язвам. Это видно из темы этой главы. “Суд над великой блудницей” будет совершён при седьмой язве” (см. 16:19).
Чаши. см. 15:7. 16:1.
Говоря со мной. Греческое слово “мета” т. е. “с”, при переводе имеет оттенок интимных отношений между Иоанном и ангелом. Возможно, что ангел сказал перед тем, как он был взят в видении (см. 1:2, 10).
Я покажу тебе. см. 1:2. 4:1.
Суд. По-гречески “крима” — “приговор”, “решение”, “суждение”, “указ” о небесном разбирательстве по делу “великой блудницы” (см. 4—6 ст., ср. с 18:10). Заметьте, что ангел не показывает Иоанну исполнение этого приговора. Он просто сообщает ему об этом.
Блудница. Греческое форма этого слова восходит к корню, имеющему значение “продавать” или же “экспортировать для продажи” даже как например, рабов. В Греции продажными женщинами были рабыни. Ветхозаветние пророки часто сравнивают действия отступившего Израиля с “блудодействием” (Иез. 23:38, ср. Ис. 23:17, см. Иез. 16:15). Относительно блудницы см. в 17:5, ср. 2 и 4 стихами, 19:2). Относительно ветхозаветных мест, которые по своему способу выражения и идее напоминают вышесказанное (см. Ис. 47:1. Иер. 25:12. 50:1. Иез. 26:13).
Сидящею на водах многих. Т. е. проявляющую свою деспотическую власть над многими “народами и людьми” (см. 15 ст.). Греческое форма слова “великая блудница” показывает на состояние “имеющий власть в данное время” и продолжающий проявлять эту власть. Подобно тому, как древний город Вавилон был расположен на водах Евфрата в буквальном смысле слова (см. Иер. 50:12, 38) и образно обитал на “водах многих” или народах (Иер. 51:12, 13. ср. с Ис. 8:7, 8. 14:6. Иер. 50:23) так и современный Вавилон представлен сидящим “на” или же угнетающим народы земли (ср. 16:12).
Цари земные. Т. е. политические силы земли (см. 12 ст.), которые отдали свой авторитет и средства в распоряжение “великой блудницы” (1 и 13 ст.) и посредством чего она желает осуществить свои честолюбивые намерения, а именно: уничтожить народ Божий (см. 6 и 14 ст.) и господствовать над всеми “жителями земли” (ср. с 8 ст.). Цари земные — это её сообщники в преступлении.
Блудодействовали. Это образное выражение говорит о незаконном союзе или соединении приверженцев истины с другим “господином” вместо Христа, в данном случае идёт речь о религиозно—политическом контакте с падшей церковью и народами земли (ср. с Ис. 23:15, 17).
Живущие. В результате такого поведения в отношении лидеров к Вавилону, жители земли окажутся обманутыми (ср. с 8 ст.) и вовлечёнными коварным образом в сотрудничество с политикой “великой блудницы” (ср. 13:8).
Упивались. Т. е. состояние полного опьянения. Естественные силы разума и суждения притуплены, или даже поражены, и духовный мрак сгущается всё больше и больше (ср. с Иер. 51:7. 2-Фес. 2:9, 10. Откровение 3:3, 4, 7, 18. 14:8. 18:3, 23. 19:20). Следует отметить, что в данном случае опьянение жителей земли говорит о незаконном союзе Вавилона с царями земли. Возможно, что Вавилон будет действовать через “царей земли”, чтобы подчинить своему контролю тех жителей земли, которые ещё не добровольно подчинились ему. Но как главы государства, так и подданные им, обмануты и обольщены.
Вином. “Вино” — это сатанинская обманчивая политика объединения всего мира под его контролем вместе с разного рода заблуждениями и “чудесами” посредством которых он и будет продвигать вперёд свою политику (ср. с 13:13, 14. 18:23. 19:20).
Её блудодеяния. Союз между павшим христианством и политическими силами земли — это те средства, через которые сатана и намерен объединить мир под своим контролем.
2 — ст. “Теория о вечных муках является одним из лжеучений, составляющих отвратительное вино Вавилона, каким он напоил все народы (14:8. 17:2). То, что служители Христа приняли это заблуждение и учат о нём со святых мест, действительно является тайной. Они приняли это учение от Рима, как в своё время приняли и ложную субботу... Справедливо, этому учили великие и хорошие люди, но свет относительно не был дан им в такой мере, как нам. Они несут ответственность только за свет, полученный ими в их время, а мы несём ответственность за тот свет, который сияет в наши дни. Если мы оставим свидетельство Слова Божия и примем лжеучение только потому, что так учили наши отцы, тогда приговор, вынесенный над Вавилоном падёт и на нас, потому, что мы пили вино нечестия и беззакония его” (
И повёл меня. Ощущение движения, без сомнения, должно было помочь Иоанну в его умственном состоянии перенестись из его времени, в то время и место видения, какое ему было показано (ср. с Иез. 3:12—14. 8:3. 40:2, 3. Откровение 21:10).
В духе. см. 1:10, ср. с 4:2. 21:10.
В пустыню. По-гречески “опустошенное место” (см. 12:6). “Пустыня” — это не населённая область, где люди переносят много трудностей и опасностей. Там трудно добыть пищу, покров и даже воду; там угрожает опасность, как со стороны диких зверей, так и разбойников. С одной стороны это может говорить о трудностях и опасностях, какими будет окружён народ Божий; а с другой стороны — это больше говорит об условиях жизни, чем об особенностях тех мест, где он будет жить. Ввиду того, что 17 глава особенно выделяет период семи язв (см. 1 ст.), некоторые предполагают, что состояние “пустыни” — это указание на те переживания, какие будет переносить народ Божий в то время. Описанное здесь положение подобно “пустыне” в Откровении 12:6, 13—16.
Жена. Ветхозаветние пророки изображают отступление народа в образе безнравственной женщины (ср. Иез. 16:15—58. 23:2—21. Ос 2:5. 3:1). Эта “жена” — “великая блудница” (Откровение 17:1) или же символический “Вавилон великий” (5 ст.) — виновна в “крови”... пророков и святых и всех убитых на земле (18:24) в течение всей истории. Символический Вавилон состоит из религиозных объединений восстающих против народа Божьего, возможно, что ещё с самого начала, но в данном случае, в особенности при конце времени (17:5).
Сидящую. Форма этого глагола “сидящая” говорит о постоянстве действия. В 1 ст. “великая блудница” представлена, как управляющая непосредственно отдельными людьми, религиозными средствами; а здесь, как управляющая политикой светской власти (см. 18 ст.). Отступившее христианство всегда характеризовалось попытками объединить церковь с государством для того, чтобы закрепить, или утвердить религиозное управление над общественной властью. Сравните заявление нашего Господа о том, что его царство, “не есть от этого мира” (Иоанн 18:36).
Багряном. Или же “тёмно—красном, малиновом” — яркий цвет, привлекающий внимание. В Ис. 1:18 багряное является цветом греха (ср. с “великим красным драконом” в 12:3).
Зверь. В пророчествах библии звери обычно символизируют собой политические власти (Дан. 7:3—7, 17. 8:3, 5, 20, 21, ср. с Откровением 12:3. 13:4). Цвет зверя возможно и напоминает, что это есть зло, так как богохульные имена, какими этот зверь покрыт, говорит о том, что он враг Божий. Таким образом, сам зверь может и прямо указывать на сатану, действующего через все века, через те политические силы, какие подчинились его власти. В некоторых определённых отношениях, этот зверь напоминает большого красного дракона из 12:3 и 13:1, 2. Содержание этих мест ещё больше увеличивает их родственную связь. Главная разница между зверем в 13 главе и в 17 главе заключается в том, что в первом — т. е. папстве не сделано никакой разницы между религиозными и политическими сторонами папской власти, в то время, как во втором, эти две стороны отделены; зверь представляет политическую силу, а женщина — религиозную.
Преисполненном. Полное отступление и восстание против Бога.
Имена богохульные. (см. Мк. 2:7. 7:22). В Откровении 13:1 имена на семи головах, а здесь они разбросаны по всему зверю. Эти имена указывают на характер зверя — он осмеливается незаконным образом захватить права, принадлежащие только Богу. “Полнота” богохульных имён говорит о том, что он полностью предан своей цели (ср. с Ис. 14:13, 14. Иер. 50:23, 31. Дан. 7:8, 11, 20, 25. 11:36, 37).
Семь голов. см. 9—11 ст. О семиглавых зверях в древней мифологии см. в Ис. 27:1.
Десять рогов. см. 12—14, 17 ст.
Жена. см. 3 ст.
Порфира и багряница. ср. с Иез. 27:7. Откровение 18:7, 12, 16, 17, 19. Это царственные цвета (см. Мф. 27:28), на что и претендует эта “женщина” (ср. с 18:7). Багряный цвет также может считаться цветом греха и разврата (см. 17:3). Это падшая религиозная организация изображённая во всех своих обольщениях, безвкусно одетой и вульгарно украшенной. Она является резкой противоположностью “невесты” Агнца, которую Иоанн видел облечённой в белоснежные одежды (см. 19:7, 8. Лк. 16:19).
Мерзостями и нечистотой блудодейства её. Золотая чаша введёт людей в заблуждение относительно природы её содержания (см. 2 ст.).
4 — 6 ст. “В Новом Завете апостол в подобных выражениях обращается к верующим, которые больше стремились к дружбе с миром, нежели к милости Божией. Апостол Иаков говорит: “Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу” (Иак 4:4).
“Женщина (Вавилон) из Откровения 17 главы описана как “облечённая в порфир и багряницу, украшенная золотом, драгоценными камнями и жемчугом и она держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями, нечистотой блудодейства её... и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным”. Пророк говорит: “Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых”. И дальше Вавилон представлен как “великий город”, царствующий над земными царями” (17:6, 18). Сила, которая в течении многих столетий господствовала над христианскими князьями есть Рим. Пурпуровый и червлёный цвета, золото и драгоценные камни и жемчуг — всё это в ярких красках рисует перед нами величие и надменность Рима. И ни о какой другой власти нельзя сказать с такой правдивостью, как “напоенной кровью святых”, как об этой церкви, которая так яростно преследовала последователей Христа. Вавилон также обвиняется в грехе незаконной связи с язычниками “царями земли”. Удалившись от Господа и соединившись с
язычниками, иудейская церковь стала блудницей и Рим, развратившись подобным же образом и искавший поддержки в земной власти, подлежит тому же осуждению” (
И на челе её. Характер, отражённый именем “Вавилон” является отражением всей этой женщины.
Написано. Т. е. имя, которое было написано в прошлом, по—прежнему остаётся тем же. Имя отражает характер.
Тайна. Это слово описывает титул, а не часть его, следовательно вполне соответствующее выражение “тайна Вавилона” (см. 1:20).
Вавилон великий. Хотя в определённом смысле символический Вавилон и считался представителем падших религиозных течений, возникающих на протяжении всей истории, то “Вавилон великий” из книги Откровения обозначает в специальном смысле этого слова объединение ложных религий в конце времени (см. 14:8. 16:13, 14. 18:24). В 17:18 символический Вавилон назван “великим городом” (ср. 16:19. 18:18). Здесь без сомнения, Вавилон упоминается как “великий” ввиду того, что эта глава очень подробно останавливается на последних окончательных усилиях сатаны приобрести на свою сторону преданность всего человечества посредством религии. “Вавилон великий” — это имя, через которое Слово Божие говорит о великом тайном религиозном союзе между папством, отступившим протестантизмом и спиритизмом (см. 16:13, 18, 19, ср. с 14:8. 18:2. Дан. 4:30. Зах. 10:2, 3. 11:3—9). Название “Вавилон” относится как к самим организациям, так и к их лидерам и их членам, составляющим эти соединения. Последние упоминаются как “воды многие” (17:1, 15) и как “жители земли” (2 ст. ср. с 8 ст.).
Мать блудницам. Как уже и было замечено, “Вавилон великий” включает в себя павшее протестантство. Дочери этой “матери” представляют различные религиозные течения и составляющие павшее протестантство.
Мерзости. см. 4 ст.
Упоена. см. 2 ст. Буквально находится “в состоянии полного опьянения”. В общем смысле следует сказать, что “Вавилон напоен кровью мучеников” всех веков (ср. с 18:24), но в более прямом смысле — кровью мучеников в заключительные сцены истории земли. Бог возлагает на Вавилон ответственность за кровь тех, кого он приговорил к смерти, но ему не было разрешено сделать это. Вавилон упоён успехами в преследовании святых (см. Дан. 7:25. Мф. 24:21, ср. с Откровением 6:9, 11. 18:24) и перспективами близкого будущего в это кровопролитной задаче (см. 16:6. 17:14).
Кровь. см. 16:6.
Святые. см. Деяния 9:13. Рим. 1:7.
Свидетелей. Т. е. мучеников (см. 2:13, ср. Ис. 47:6. Иер. 51:49. Откровение 18:24).
Иисусовых. Т. е. тех, кто нёс свидетельство об Иисусе, прежде всего своими словами, а затем и мученической смертью. Они были убиты, потому что продолжали настойчиво свидетельствовать об Иисусе, Его истине и оставались верными Его имени даже ценой своей жизни.
И видя её. Не вполне ясно, относится ли это ко всему тому, что видел Иоанн в 3—6 стихах, или же только к её поведению в 6 стихе — наивысшей точке её преступной карьеры. Ответ ангела на изумление Иоанна в 7 ст. возможно и означает первое предположение.
И я дивился удивлением великим. Типичное характерное для еврейского языка выражение. Ангел пригласил Иоанна быть свидетелем исполнения приговора над Вавилоном, религиозной блудницей (1 ст.), вероятно и апостол ожидал увидеть картину полного разорения и опустошения. Но вместо этого, он видит женщину, одетую в богатые и вызывающие одежды; он видит её пьяной и сидящей на страшном звере. Уже однажды ангел говорил Иоанну об этой дурной женщине (см. 14:8. 16:18, 19), но теперь он видит более полную и чёткую картину её преступления. И всё это наполняет Иоанна необыкновенным изумлением. Выдвинутые ангелом преступления символического Вавилона могут быть сгруппированы следующим образом: (ср. 18:4)
1. ) Обольщение. Путём обольщения “цари земные” вошли в союз с ней, чтобы выполнить все её страшные намерения (см. 2 ст. 18:3).
2. ) Притеснения и деспотизм. Сидя на “водах великих” она угнетает народы земли (см. 17:1).
3. ) Содействие виновности людей. Заставляя народы земли, кроме святых, пить вино её политики и делая их соучастниками своего злого заговора (см. 2 ст.). Своим блудодействием она “развратила землю” (19:2).
4. ) Пьянство. Будучи “упоена кровью святых”, которые несли ей оскорбление тем, что отказались пить от её заблуждения и починиться её честолюбивым желаниям господствовать над землёй.
5. ) Убийство и пытки к нему. Замышляя убийство невесты Христа, “жены” из Откровения 12 главы (см. 17:6, 14. 18:24).
6 — ст. “13 столетии было учреждено и введено в действие одно из самых страшных орудий папства — инквизиция. Князь тьмы сотрудничал в этом вопросе вместе с представителями папской верховной власти. На их закрытых совещаниях присутствовал сатана и его ангелы, управляли мыслями этих безбожных людей, в то время, как невидимый ангел Божий записывал их ужасные постановления и историю всех их действий, которая слишком страшна и бесчеловечна, чтобы предстать пред людскими очами. “Вавилон великий был упоён кровью святых”. Искалеченные тела миллионов мучеников вопили к Богу об отмщении” (
Я скажу тебе. Вся остальная часть этой главы посвящена объяснению ангелом “тайны”, или символического видения из 3—6 стихов. “Зверь” объясняется в 8—17 стихах, “жена” — в 18 ст.
Зверь, которого ты видел. Т. е. зверь из 3 ст. Иоанну не был показан зверь в таких периодах как “был” или “не стало”, но он был показан ему в его возрождённом состоянии, следующим за временем “не стало”. Тем не менее, ангел коротко касается прошлой деятельности этого страшного животного (см. 8—11 ст.).
Во вступлении к видению (1 и 2 стихи) и в самом видении внимание Иоанна было направлено исключительно на женщину, и о звере упоминается почти случайно. На греческом языке 1—6 стихи согласно тексту Нестла—102 слова посвящены женщине и только 12 зверю. Но в объяснении 7—18 стихов, ангел почти только касается зверя, его голов и рогов. На греческом языке в 7—18 стихах только 36 слов посвящены женщине, а 243 слова зверю. Это заслуживающая внимания разница между видением и его объяснением заставляет предполагать, что хотя выдвинутая тема видения и есть Божественный приговор, вынесенный над символическим Вавилоном в видении, всё же его непродолжительная победа и внезапное падение могут быть поняты только при тщательном изучении работы зверя, как в её быстрых успехах, так и в окончательном видении.
Был и нет. В течении некоторого времени в прошлом зверь был активен, а затем исчезает. Это выражение повторяется в конце 8 ст. и снова в 11 ст. Некоторые отождествляют период “был” зверя с языческим Римом, период “не стало” с коротким интервалом между концом языческого преследования и период “явиться” с папским Римом. Другие уравнивают период “был” с работой зверя и его головами; период “не стало” с промежутком между ранением головы и возрождением зверя как “восьмого” и период “явиться” с возрождением зверя, когда он становится “восьмым”. Придерживающиеся первой точки зрения уравнивают зверя с драконом из 12 главы, а сторонники второй точки зрения относят туда и барса из 13 главы. Настоящее время “нет его” подчёркивает согласованность времени.
Явится. Ангел всё ещё продолжает говорить о карьере зверя до его поднятия из “бездны”. В то время, как Иоанн смотрел на зверя в видении, он уже поднялся из “бездны”. В то время, как выражение “был и нет” повторяется в конце 8 стиха, напрашиваются слова “и есть”, т. е. выходит из бездны. Подобные слова мы встречаем и в 11 стихе, где после “есть” стоит “восьмой”. Следовательно, когда зверь выходит из “бездны” и “есть”, он появляется как “восьмой”. В 8 стихе зверь идёт в “погибель” после поднятия из “бездны” и существует какое—то неопределённое время как “восьмой”. Когда зверь вновь существует как “восьмой”, живущие на земле удивляются, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя зверя. Замечательное подобное сравнение сделано в 13:3, 8, где показано отношение мира к зверю, когда его смертельная рана исцелела. “И удивляются ему все живущие на земле... “ Если 13 глава относится к тому же самому событию, что и 17:18, то выражение “его смертельная рана исцелела” (13:3) равносильно выражению “выйдет из бездны” (17:8, ср. с 20:3, 7). Подобно тому, как слова “жив” (13:14) равноценны выражению “явится” и “есть восьмой” (17:8, 11) раненная голова (13:3), “пленение” и “рана от меча” (13:10, 14) встречают свою двойственность в низвержении “зверя” в “бездну” (17:8) и “смерть” (13:3) равноценны “бездне” периоду переживаемого зверем. Отмеченное здесь сходство разрешает видеть в седьмой голове зверя папскую голову (17:9, 10). Однако, это сходство не является окончательным. О связи зверя из 17 главы см. 17:3.
Бездна. Означает огромное безмерное пространство ( Мк. 5:10. Откровение 9:1). В 70—ти выражение вообще относится как к морским глубинам, а также и к подземным водам. В 70—ти в Пс. 70:20 и в Рим. 10:7 таким образом говорит о смерти зверя, который появляется, чтобы погибнуть.
Погибель. По-гречески “полное уничтожение”, “истребление” (см. Иоанн 17:12). Это говорит об окончательной гибели зверя (ср. с 17:11, см. 19:20. 20:10).
Живущие. Т. е. те, на “которых сидела... блудница” (1 ст.) и кто “пил вино её блудодеяния” (2 ст., ср. с 13:3, 4, 7, 8, 12, 14, см. 17:1, 2).
Удивятся. По-гречески “быть изумлённым” (см. 6 ст.). Народы земли очень удивлены, смотря на зверя, которого они видели идущим в “бездну” (8 ст.), возвращающимся опять и принимающегося снова за свою прежнюю деятельность. Вначале они “удивляются”, а затем поклоняются ему (см. 13:3, 4, 8, 12, 14) т. е. добровольно помогают зверю в исполнении его богохульных планов. Об отношении зверя из 17 главы к 13 главе см. 17:3.
Не вписаны. Т. е. не перечисляются вместе с теми, кого Бог принимает как кандидатов Своего царствия.
Книга жизни. см. Фил 4:3.
От начала мира. Можно понять, что эти имена были записаны в книге жизни от времени “основания мира”, или просто, что сама книга эта существовала с того времени. Последнее утверждение более приемлемо (ср. с 13:8).
Выйдет. Т. е. “должен быть”, “должен придти”.
Здесь ум, имеющий мудрость. ср. с 13:18. Ангел таким путём вводит своё объяснение о “звере”, который был и нет его и выйдет из 17:8. То, что Иоанн видел было “тайной” (ср. с 7 ст., см. 5 ст.), в том смысле, что действительность эта была сокрыта в символической оболочке, или языке и требовалась “мудрость”, чтобы понять его образность в буквальном смысле слова. Хотя это определение ангела возможно относится большей частью к тайне 8 стиха и следовательно к объяснению 9 и 10 стихов, всё это имеет отношение и ко всему видению и объяснению 10—18 стихов в целом.
Семь голов. Символы основных семи политических сил, посредством которых сатана ищет, чтобы уничтожить народ Божий и Его работу на земле (см. 2—6, 10 ст.). Или Св. Писание имеет в виду эти головы как семь отдельных народов истории — не ясно и не понятно. Так как в Откровении число “семь” чаще символическое, чем буквальное (см. 1:11). Поэтому некоторые и считают семь голов как полноту политической силы, какая обрушивалась на народ Божий и Его работу на земле в течение всей истории. Другие предполагают, что силы, представленные семью головами должны быть семь отдельных народностей, о которых уже упоминалось в различных пророчествах Даниила и Откровении. Они отождествляют первые четыре головы с четырьмя великими мировыми державами из Дан. 2 и 7 глав, пятую с маленьким рогом из 7 и 8 гл. и с барсом из Откровения 13 главы; шестую — с силой, изображённой в 11:7 и седьмую — с двурогим зверем из 13:11. Согласно такому толкованию, силы изображённые пятью головами будут: Вавилон, Персия, Греция, Римская империя и папство. Шестая и седьмая головы — революционная Франция и США, или США и мировая организация, или же США и возрождённое папство.
И ещё некоторые предполагают, что семь голов представляют собой главные силы, которые преследовали Его народ с тех пор, как существует мир, а именно: Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Греция, Римская империя и папство. Сторонники этого мнения указывают на важную роль Египта и Ассирии относительно Израиля в ветхозаветной истории и пророчестве. Они также указывают и на следующие обстоятельства, когда каждая из этих семи сил, в свою очередь стремилась или истребить народ Божий, или же поработить его, или уничтожить его отличительные, принципиальные черты религии:
1. ) Египет у Чермного моря (Исх. 14:9—30). 2. ) Ассирия при Сеннахириме (Ис. 39:9. 36:2—15. 37:3—37. 3. ) Вавилон во время плена (Иер. 39:9. 52:13—15. 4. ) Персия при Амане (Есф 3:8, 9. 7:4. 9:1—6). 5. ) Греция при Антиохусе Епифанесе (1Мак 1:20—64. 3:42. 4:14, 38—54). 6. ) Рим в его преследовании как иудеев, так и христиан (Дан. 8:9—12, 24, 25. Мф. 24:15, 21. Лк. 21:20—24. Откровение 2:10, 13). 7. ) Папство во всей своей истории (Дан. 7:21, 25. 8:24. 11:33, 35).
В виду того, что Слово Божие не говорит о том, или семь голов должно понимать как семь отдельных народов и не определяет времени, с какого можно было бы вести это летоисчисление, поэтому данный комментарий считает имеющиеся данные недостаточными для догматического заключения. 17 глава из книги Откровения говорит о звере в периоде “выйдет” и будет “восьмым” (см. 8 и 11 ст.) и к счастью нужно сказать, что объяснение главной мысли этой главы не зависит от исчерпывающей познавательности семи голов.
Горы. Обычный пророческий символ, обозначающий политическую или религиозно—политическую власть (см. Ис. 2:2, 3. Иер. 17:3. 31:23. 1:24. Иез. 17:22, 23). Этот символ также может быть ссылкой на город Рим, расположенный на семи холмах. Классики часто упоминают о Риме, как о городе семи холмов. В первые столетия христианства, христиане обычно ссылались на Рим, как “Вавилон” (см. 1-Пет. 5:13. Откровение 14:8), возможно, чтобы избежать обвинения против себя, когда они говорили и писали относительно Римской антихристианской деятельности и надвигающихся на него судов Божиих. Имея в виду историческое отношение древнего Вавилона к народу Божьему в ветхозаветнее время, применение “Вавилона” к Риму и его отношение к христианству вполне логично и оправдано.
Жена сидит. Здесь ангел говорит о “жене” сидящей на семи головах, тогда как в 3 ст. о ней просто сказано, что она сидит на “звере”. Следовательно, сидеть на семи головах и на звере, по—видимому одно и то же. Следовательно, между зверем и его головами нет резких различий и вероятно, и не имеется никакой разницы.
И семь царей. Эти “цари” не дополняют “головы” и “горы”, но вероятно отождествляются с ними. Какое различие между “царями” и “горами” неясно.
Пять пали. Исходная точка времени, которая бы указывала, когда пали пять голов, а одна из них есть, а другой не “пришёл” не выражена определённо. Адвентистские комментаторы придерживаются трёх различных мнений, что касается этого времени:1. ) Исходя из того положения, что семь голов представляют из себя силу всех столетий, угнетающую народ Божий и Его работу на земле, независимо от числа, нужно сказать, что большая часть этой силы уже сошла со сцены истории. 2. ) Те, кто считает первых пять голов как Вавилон, Персию, Грецию, Рим и папство, понимают, что эти пять пали тогда, когда папству в 1798 году была нанесена смертельная рана (см. 13:3, 4). Те, кто подразумевает под пятью головами Египет, Ассирию, Вавилон, Персию и Грецию считают, что время, указанное в 10 ст. — это был тот же период времени, в который жил Иоанн когда ему было дано видение.
Один есть. Согласно второй точке зрения, это Франция или США после 1798 г, согласно третьей точке зрения — это Римская империя во дни Иоанна (см. выше “пять пали”).
Другой. Согласно первой точке зрения — меньшинство политических сил всё ещё играет свою роль, согласно второму мнению — США или другая мировая организация как Лига Наций, или же Объединённых Наций; согласно третьей точке зрения — папство (см. Выше “пять пали”. Следует заметить, что если события, предсказанные в 17 главе частично подобны событиям в 13 главе (см. 17:3, 8)) Из этого следует, что под “другой” подразумевается папская голова.
Не долго. Это выражение употребляется 34 раза в Новом Завете в смысле “мало”, “немного” для определения количества 8 раз в смысле “не много” для определения времени (см. 12:12). Поэтому эту часть предложения можно перевести: “И он будет немного времени” или же “он будет непродолжительное время” в смысле “ограниченности времени”, в контрасте с неограниченным временем. В 12:12 слово “не долго” относится к тому непродолжительному времени, которое дано было сатане после понесённого им на кресте поражения. Возможно, что ангел этими словами ободряет Иоанна, что сатана, и частности власть, представленная семью головами, никогда не осуществит до конца своих планов, или что их время господства будет резко ограничено. Некоторые просто понимают выражение “не долго” буквально, как короткий период времени.
И зверь, который был. см. 8 ст.
И которого нет, есть восьмой. Буквально это и есть “восьмой”. Это зверь в его возрождённом состоянии в период “явится”, следующим за его выходом из “бездны” (см. 8, 10). Некоторые считают восьмого зверя только как папство, другие видят в этом сатану. Сторонники второго мнения указывают на то время когда сатана будет пытаться выдавать себя за Христа (см. 2-Фес. 2:8).
И из числа семи. Зверь “восьмой” — это сам зверь, к которому и были прикреплены семь голов (ср. с 13:11, 12). Отсутствие определённого артикля на греческом языке перед словом “восьмой” заставляет предполагать, что сам зверь и был действительным авторитетным фоном семи голов и поэтому не больше говорит о себе, чем просто “другая голова”, как “восьмой” по счёту. Итогом всей их работы, кульминационной точкой их деятельности является сам зверь. На греческом языке слово “восемь” — мужского рода и следовательно не может относиться к голове, которая принадлежит к женскому роду.
Погибель. см. 8 ст.
Десять рогов. ср. с Дан. 7:24. Откровение 12:3. 13:1, см. Дан. 7:7. Откровение 12:3.
Которые ещё не получили царства. Согласно точке зрения некоторых, число “семь” обозначает десять особенных царей или народов. Другие считают “десять” круглым числом, определяющим всю власть и силу, выраженную в “рогах”, независимо от их точного арифметического числа. Такое понятие используется в Св. Писании (см. 12:3). Некоторые изображают этими десятью рогами также десять сил у Даниила и Откровении. Другие на основании того, что эти десять получат власть как “цари земные, вместе со зверем на один час”, считают, что их нельзя отождествлять вместе с различными народами, которые поднимались во время распада Римской империи.
Один час. По-гречески “период”, “день” ( в противоположность ночи), “двенадцатый час дня”, или же определённый отрезок времени. В Мф. 14:15 “час” переведен “время” в значении дневного времени. Есть ещё другие примеры подобного перевода. Мф. 18:1. Иоанн 16:2. 1Иоанн 2:18. Откровение 14:15. “Час” переведен как “день” у Мк. 6:35, как “время” у Лк. 2:38, как “короткое время” в 1-Фес. 2:17, в смысле, что именно “настал этот момент” — Рим. 13:11, как “позднее время” у Мк. 11:11. Конечно, значение “часа” в каждом отдельном примере должно разрешаться контекстом.
Некоторые понимают “час” из 17:12 как пророческое время, которое равняется примерно двум неделям буквального времени. Тем не менее, по контексту видно другое. В целом признано, что 18 глава даёт более подробное объяснение событиям, описанным в 17:12—17. Но период времени, обозначенный как “один день” в 18:8 также назван “часом” в 10, 17, 19 стихах; очевидно, как намеренное желание Св. Писания показать небольшой период, без обозначения его точного времени. И вероятно следует и 17:12 понимать в том же смысле, т. е. как непродолжительный отрезок времени. Периоды времени, упоминаемые в Писании не всегда обозначают пророческое время. Так например, семь лет голода, предсказанные Иосифом были буквальными годами (Быт 41:25—31), что остаётся верным и о сорока годах скитания, предсказанных в Чис 14:34. То же самое можно сказать и о 400 годах из Быт 15:13, о 70 годах из Иер. 25:12. 29:10 и о 1000 годах из Откровения 20:4.
Непродолжительность “часа” из 17:12 свидетельствует о наивысшей точке сатанинских планов относительно соединения в мире между отступившей религиозной организации на земле, символически представленной женой и политическими силами земли, изображёнными зверем (см. 16:13, 14. 17:3). По всем данным видно, что Иоанн в течении этого короткого “часа” видел и “жену, сидящей на звере” в момент её наивысшего положения и “упоённой” кровью святых и мучеников за имя Иисуса (3—6 ст.).
Мысли. По—гречески “мнение, намерение, цель”, “решение, указ”. В 17 ст. это же самое слово по—гречески переведено как “воля”. “Мысли” народов земли прямо направлены против Бога. Народы земли символически изображены десятью рогами, здесь имеют одну цель: объединиться со зверем (3 ст.), чтобы заставить жителей земли пить “вино” Вавилона (см. 2 ст.), т. е. объединить жителей земли под его контролем и стереть с лица земли всех отказывающихся сотрудничать вместе с ними (см. 14 ст.).
И передадут силу. По—гречески “способность”. Говорит о способности выполнить решение. Благодаря помощи и содействию десяти рогов, зверь достигнет своей цели.
Власть. Греческое “авторитет” (см. Мк. 2:10. Рим. 13:1). В буквальном смысле слова это будет звучать так: “Они имеют одну цель, т. е. они отдадут свои способности и авторитет зверю. Такое единогласие в соглашении между народами будет достигнуто через работу и содействие трёх нечистых духов (см. 16:13). Когда испытание будет окончено, Бог допустит состояться этому всемирному религиозно—политическому союзу, преследующего цель — уничтожить Его народ. Этот план Его рука сдерживает ещё со дней Вавилона (см. Быт 11:4—8. Дан. 2:43. Откровение 14:8), но теперь Он снимет свою сдерживающую десницу (17:17, ср. с 2Цар 18:18). “И будет создан один всеобщий союз; будет господствовать одно согласие — союз сатанинских сил... В битве, которая разыграется в последние дни против народа Божия объединятся все злые силы, восставшие против закона Иеговы” (Доп мат к Откровению 17:13, 14. Е.Г. Уайт).
Вести брань. Т. е. присоединиться к сражению. При объединении всего мира — Откровение 16:12—16, 17:13 под руководством “зверя” из 3, 8, 11 ст. открывается последняя фаза вековой борьбы против Христа и Его народа. Этот этап борьбы назван “брань в великий день Бога Вседержителя” (16:14) более подробно описан в 19:11—21. При шестой язве совершаются приготовления к этой битве (см. Откровение 16:12—16), которая произойдёт при седьмой язве.
Агнец. см. Откровение 5:6.
Победит их. Верный народ Божий, который так долго страдал от руки врагов (см. 6:9—11, 13—17. 14:3, 7, 15) теперь освобождается когда Тот, Кто “Царь царей и Господь господствующих” поднимет Свою всесильную руку и вступится за них (см. 11:15, 17. 18:20. 19:2, 11—21). Христос вмешается в тот момент, когда силы зла обрушатся на святых, и это произойдёт в начале седьмой язвы.
Господь господствующих. Этот титул используется в Писании по отношению ко Христу в тот момент, когда Он возвращается на землю, чтобы поразить силы зла и избавить Свой верный народ (см. 19:16. 1-Тим. 6:15, ср. с Мф. 25:31. Откровение 1:5. 17:14).
С. Греческое предлог, обозначающий поддерживать компанию кому—нибудь.
Званные. Буквально “приглашённые” т. е. в Новом Завете получившие вечное спасение (см. Мф. 22:3:14).
Избранные. Или же “выбранные”. Не все “званные” окажутся “выбранными”. О разнице между “званными” и “выбранными” см. Мф. 22:14, ср. Иоанн 1:12.
Верные. Или же достойные доверия, надёжные. Избранные должны остаться верными “даже до смерти” (2:10). Если это будет необходимо, чтобы “остаться с Ним” т. е. со Христом. Дополнение слова “верные” говорит о том, что не достаточно быть “званными” и “избранными”. Другими словами говоря, что те, кто однажды пережил на личном опыте благодать Божью через веру во Христа должны остаться в это благодати, если они желают войти в царство славы (см. Иоанн 3:18—20. Еф 1:4, 5, ср. с 1-Кор. 3:15, Иез. 3:20. 18:24. 33:12).
14 — ст. “Сердце истинного служителя исполнено горячим желанием спасти грешников. Для того, чтобы другие могли услышать о той истине, которая принесла его душе в своё время столько радости, мира и ликования, он отдаст все свои силы и время для этого. Дух Христов будет покоиться на нём. Он с таким бдением наблюдает за душами, как тот, кому нужно будет отдать за них отчёт. С глазами, обращёнными на Голгофский крест, взирая на вознёсшегося Спасителя, полагаясь на Его милость и веря в то, что Он будет с ним до конца его служения, он неутомимо продолжает работать для Бога. Путём горячих и сердечных молитв, смешанных с обетованиями Божиими, он старается обратить людей ко Христу, и такой служитель на небе будет в числе “званных, избранных и верных” (
“Общение со Христом — как это невыразимо дорого! И такое общение может стать нашей возможностью, если мы будем искать его и если мы принесём любую жертву для того, чтобы достичь этого. Когда первые ученики услышали слово Христа, они почувствовали нужду в Нём. Они искали, они нашли, они последовали за Ним. Они были с Ним в домашней обстановке, за обеденным столом, в горнице, на поле. Они были с Ним как ученики с Учителем, ежедневно принимая от Него святые истины. Они смотрели на Него, как смотрят слуги на своего господина, чтобы во всём исполнить свой долг. Они служили Ему с радостью и готовностью. Они следовали за Ним, как следуют воины за своим повелителем, сражаясь добрым подвигом веры. “И они с Ним, суть званные и избранные, и верные” (
И говорит мне. см. 17:1.
Воды. см. 1 ст. О примерах, где “воды” являются символом людей см. Ис. 8:7. Дан. 7:2.
Сидит. Здесь ангел снова упоминает о том, что Иоанн уже видел в 3—6 стихах, без определения точного времени (11—13 ст.).
Десять рогов. см. 12 ст.
На звере. Согласно содержанию главы следовало бы прочесть: “и десять рогов, которые ты видел у зверя”. Рога и зверь принимают участие в исполнении Божественного приговора над Вавилоном. Относительно тождественности зверя см. 3 ст.
Возненавидят. Это говорит о перемене отношений со стороны зверя и рогов. Некоторые относят это отношение со стороны десяти рогов к отношению некоторых из народов Западной Европы к папству с реформаторских времён; другие считают, что исполнение этого пророчества принадлежит будущему. Но раньше “рога” отдадут свою поддержку и помощь политике “жены” (см. 3, 9, 13 ст.) в особенности в том, чтобы убивать святых (см. 14 ст.). Но когда Христос победит их (14 ст.), они обратятся против неё, сознавая, что это она ввела их в заблуждение (см. 2 ст.).
Блудница. см. 1 ст.
Разорят. Греческое “оставить пустынным”, “опустошить” (ср. с 3 ст.). Форма греческого слова говорит о том, что “блудница” останется “разорённой” (см. 18:21). О более подробном унизительном состоянии блудницы см. в 18:22, 23.
Обнажат. Т. е. лишат её величественных одежд и таким образом оставят в стыде и замешательстве (ср. с Иез. 23:29. Откровение 16:15).
Плоть. Буквально “куски тела”, что рисует картину обращения с ней. Подобно тому, как зверь разрывает на куски свою жертву, когда пожирает её, так и “блудница” безжалостно и жестоко будет истреблена теми же силами, какие совсем недавно поддерживали её.
Сожгут. Буквально, сожгут её дотла. ср. с 18:8, где читаем: “... и будет сожжена огнём”. Символически представлена женщина, которая и будет сожжена символическим огнём (см. 18:6, 9. ср. с Иез. 28:17—19).
Бог положил. “Десять рогов” и “зверь” уполномочены Богом привести в исполнение Божественный суд, или “приговор” над Вавилоном за его преступления (см. 17:1, ср. 3Цар 16:14. 2Пар 18:18. 2-Фес. 2:11). Таким образом 17:16, 17 содержит в себе кульминационную точку всей этой главы, изображая “суд” над великой “блудницей” т.е. ту тему беседы, о которой и говорил ангел в 1 ст. 1—6 стихи представляют собой перечень её преступлений и таким образом ответ на вопрос: “почему над ней вынесен такой приговор” мы встречаем в 8—18 ст. каким образом он будет приведён в исполнение при седьмой язве (см. 16:19, ср. 16:19. 18:5, 21. 19:2).
Сердце. Или “разум”.
Исполнить волю Его. Т. е. привести в исполнение “цель” или же “решение” (см. 13 ст.) небесного совета относительно “великой блудницы” (см. 16:9. 17:1).
Отдать царство их. см. 13 ст.
Слова Божии. Т. е. “Его воля”, выраженная в приговоре против символического Вавилона (см. 16:17, 19).
Исполнятся. Т. е. пока приговор будет полностью приведён в исполнение. Объединённые религиозные организации мира (см. 16:13) вместе со своими лидерами впервые падают, в то время как политическая сторона всеобщего религиозно—политического союза (см. 16:13) становится орудием в руках Божиих для совершения приговора против религиозной стороны этой коалиции (ср. с Ис. 10:5. 13:4—9. 28:17—22. 47:11—15. Иер. 25:14, 34—38. 50:9—15, 29—31. 51:49. Иез. 26:3. Дан. 11:45. Зах. 11:10).
Жена. см. 3 ст.
Великий город. Буквальный Вавилон был “великим городом” в древнее время. Со дней Вавилонской башни, Вавилон символизировал собой организованное сопротивление целям Божиим на земле (см. Быт 11:4—6. Откровение 14:8). Вообще, каждый город представляет из себя высшую форму организации человеческого общества. Следовательно, “Вавилон великий” вполне соответствует пророческому символу организованной, всеобщей, отступившей религиозной организации.
18 — ст. “Состояние морального упадка и отступничества, которое будет наблюдаться в религиозном мире в последние дни, пророк Иоанн видел в видении о Вавилоне: “Великом городе, царствующим над земными царями”. Как во дни Ноя и Лота, должно будет произойти решительное отделение от греха и грешников. Не может быть никакого соглашения между Богом и миром, никакой перемены в занимаемом положении ради приобретения земных сокровищ. Вы не можете служить Богу и маммоне” (
Другие комментарии на книгу Откровение | ||
Содержание | На главную страницу | Библия |